УДК 550.8.003.12:553.98 |
ПОЛУЧАТ ЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ США ВЫГОДУ ОТ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕНЫ НА ГАЗ?
Caldwell R. H., Beninger W. A. Will producers benefit when (if) U.S. gas prices rise in earnest? // Oil and Gas J. – 1991. – Vol. 89, N 48. – P. 70-72.
Летом 1991 г. цена газа "на устье скважины" в США упала до минимальной величины, наблюдаемой в течение последних 20 лет. В связи с этим возникла необходимость проследить динамику изменения структуры цен и определить перспективы, ожидающие производственные газовые компании в ближайшие годы. На
рис. 1, составленном по данным информационной администрации по энергетике, представлено изменение "устьевой" цены и цены конечного потребителя газа за последние 20 лет. На рис. 2 показано, какую долю занимает цена "устьевого" газа в конечной потребительской цене. Эта величина показывает, какую роль играют транспортные газовые компании как посреднические структуры в формировании конечной цены газа. Анализируя этот показатель, можно прогнозировать дальнейшее изменение цены газа у потребителя.До 80-х гг. регулирование производства газа осуществлялось непосредственно транспортными газовыми компаниями путем реализации его городским и другим газораспределительным компаниям. Начиная с 80-х гг. при частичном ослаблении закона о регулировании цены транспортные газовые компании стали монопольными владельцами газа. В реализации газа появились другие промежуточные структуры – маркетинговые (торговые) компании.
Цель ослабления закона о государственном регулировании цен заключалось в приближении производителя газа к конечному потребителю путем влияния его на конечный контракт. Однако в этом случае небольшие производители оказались под влиянием промежуточных торговых структур. В результате введения закона о политике в области природного газа от 1978 г.
(Natural Gas Policy Act) и снятия регулирующих факторов цена газа для конечного потребителя резко возросла.И хотя местные транспортные газовые компании рассматривались как регулирующий инструмент, тем не менее, повышение цены сказалось и на производителе газа путем увеличения его доли в общей стоимости газа у потребителя (см.
рис. 2). Если в 1973 г. долевое участие производителя газа в общей цене газа составило 30 %, то в начале 80-х гг. оно возросло до 55 %.Со снятием регулирования цен и введением рынка газа доля производителя в общем объеме цены стала снижаться и в настоящее время спустилась ниже 40 %. Если рассматривать данный аспект как закономерность, то уже сейчас можно сказать, что указанная тенденция сохранится и в будущем. Эта тенденция должна смягчиться увеличением доли посреднических операций между газовыми транспортными и торговыми компаниями. Однако должен быть предел изменения цен. Летом 1991 г. цена на газ была на рекордно низком уровне за прошедшие 10...15 лет. Стоимость 1 тыс.м
3 газа составляла 35,3 дол. (1 дол./28,3 м3 ). При такой цене многие производители газа должны были бы скорее оставлять газ в резерве до лучших времен, нежели реализовать его покупателю.И такая картина действительно наблюдалась в течение нескольких месяцев, что затем, естественно, отразилось на самой цене газа. Приобретая по снижающейся цене все большие объемы газа, производители вынуждены были в течение 3 лет выплачивать все большие издержки и нести дополнительные затраты. И хотя покупатели учитывали перспективное изменение издержек, тем не менее их учет базировался лишь на цене газа за 1 тыс.м
3 , т. е. на показателе, отражающем агрессивную эскалацию прибыли. Иными словами, в промышленности ожидается резкий рост цен на газ. Кстати, это совпадает с мнением независимой аналитической компании John S. Herold, получившей аналогичный вывод на базе изучения динамики цен за довольно продолжительный период времени.Специалисты полагают, что уже в течение ближайших 3 лет цены на газ резко возрастут, не говоря уже о пятилетнем периоде. Росту цен будет способствовать ряд факторов: в первую очередь – повышенные требования к экологии окружающей среды, что в свою очередь приведет к повышению спроса на газ и замене им других энергоносителей. Ясно только одно, что эти факторы будут активно действовать только в случае принятия жестких законодательных мер по охране окружающей среды и введения новых тарифных ставок на освоение запасов метана угольных месторождений и месторождений плотных песчаников. Дополнительные объемы газа, получаемые в результате этих мер, призваны выровнять снижающиеся объемы поставок.
По-видимому, базовый срок цикла изменения цен должен составлять 2...3 года. За этот период производители и покупатели вполне могут согласовать и скоординировать цены на газ, покупаемый для закачки в хранилище для последующей продажи по более высокой цене. Несмотря на ожидаемый резкий взлет цены на газ, цена "устьевого" газа останется, по-видимому, на том же уровне. У производителей небольших объемов газа и не имеющих постоянного рынка сбыта цены, естественно, будут где-то в пределах от "устьевых" до коммерческих значений.
Референт В.В. Латонов
РИС. 1. ИЗМЕНЕНИЕ "УСТЬЕВОЙ" ЦЕНЫ И ЦЕНЫ ГАЗА ДЛЯ КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ЗА ПЕРИОД
1973-1991 ГГ.:
1 – "устьевая" цена (цена производителя газа); 2 – цена газа для конечного потребителя
РИС. 2. ДОЛЯ ЦЕНЫ "УСТЬЕВОГО" ГАЗА В КОНЕЧНОЙ ЦЕНЕ ГАЗА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ